бабочка на цветке

Уменьшение числа насекомых привело к развитию самоопыления у растений

Учёные из Национального центра научных исследований Франции и Университета Монпелье выяснили, что сокращение численности насекомых привело к изменениям в размножении растений. Они меньше полагаются на опыление насекомыми и чаще самоопыляются. Научная работа опубликована в журнале New Phytologist.

Исследователи провели генетический анализ современных полевых фиалок (Viola arvensis) и сравнили их с более старыми экземплярами, выросшими из собранных ранее семян. Результаты показали, что поверхность цветка за последние 30 лет уменьшилась примерно на 10%, а уровень производства нектара снизился на 20%. Размер листьев и общий размер растения за прошедшие десятилетия существенно не изменились. Кроме того, почти на треть выросли показатели самоопыления. Эти факторы приводят к тому, что фиалки постепенно теряют привлекательность для насекомых-опылителей.

Авторы исследования указывают на опасность инбридинга, который может негативно сказаться на генетическом разнообразии и в итоге привести к риску исчезновения многих видов растений. Быстрая эволюция в направлении самоопыления может ещё ускорить сокращение численности насекомых-опылителей, а также сделает растения уязвимыми к изменениям окружающей среды.

По мнению учёных, необходимо принимать более активные меры по защите насекомых от угрозы потери их естественной среды обитания и глобального потепления.

Ещё о жизни насекомых: