Фото: Pibig

Урбанизация вызвала эволюционные изменения в белом клевере

Исследователи обнаружили, что в результате роста численности городов белый клевер стал постепенно утрачивать способность к выработке цианистого водорода. В естественной среде это соединение было нужно растению для защиты от травоядных животных, которых в городах почти нет.

Согласно одному из последних докладов ООН, уже сегодня половина населения земли живёт в городах, а к середине столетия это число, по прогнозам, вырастет до двух третей. Однако влияние быстрой урбанизации на местные экосистемы и биоразнообразие ещё не до конца изучено. Международная группа учёных решила объединиться в проект GLUE, чтобы положить этому конец.

Первое исследование проекта, опубликованное в журнале Science, показало, что урбанизация уже вызвала эволюционные изменения в белом клевере, сорняке, который растёт по всему миру. Сравнив более 100 тысяч образцов клевера из 160 городов на каждом континенте, исследователи показали, что этот вид растений адаптировался к городской среде.

«Известно, что белый клевер производит цианистый водород — токсичное соединение, которое защищает его от травоядных, придавая ему очень горький вкус, и даже может вызвать смерть». — говорит Педро Перес-Нето, один из авторов научной работы.

По его словам, перед командой стояли два вопроса. Во-первых, будет ли «городской» клевер вырабатывать меньше цианистого водорода по причине отсутствия травоядных животных в его среде обитания? Во-вторых, сможет ли он тратить освободившуюся энергию на другие характеристики, которые помогли бы ему адаптироваться к городской среде?

Анализ образцов показал — около 50% «городского» клевера, если сравнивать его с обычным, действительно производит меньше цианистого водорода. При этом каких-либо сильных генетических различий между этими образцами не было, что указывает на проявление механизмов параллельной эволюции.

«Это признак того, что популяции клевера в городах адаптируются к городской среде, поскольку они не так часто вырабатывают свой защитный механизм, — говорит Карли Зитер, ещё одна участница исследования. — Это даёт чёткое и убедительное доказательство того, что города ведут себя схоже друг с другом, и это сходство является движущей силой экологических и эволюционных изменений».

Команда ожидает, что в будущем «городской» белый клевер может и вовсе утратить способность вырабатывать цианистый водород под влиянием естественного отбора, поскольку для выживания он больше не нужен.