Фото: spbu.ru

В России могут появиться органические светодиоды на основе новых люминофоров

Сотрудникам Санкт-Петербургского госуниверситета удалось синтезировать металлоорганические люминофоры. Соединения должны стать основой для разработки органических светодиодов, которые повысят эффективность светоизлучения OLED до 100%. Итоги исследования опубликованы в международном научном журнале Dalton Transactions.

Учёным удалось соединить атом платины с несколькими диаминокарбенами. Полученное вещество может стать основой для изготовления светоизлучающих диодов, больше известных как OLED. Они отличаются гибкостью, тонкостью и обладают низким энергопотреблением.

Уникальность разработки в том, что ранее для производства источников света не применялись соединения на основе металлов и органики, так как не было сведений об их способности к электролюминесценции, то есть излучении света при прохождении электрического тока. К тому же металлоорганические люминофоры сложны в получении: на промежуточном этапе сборки с органическим фрагментом могли происходить превращения, из-за чего в результате не получалось необходимое вещество.

Химики СПбГУ использовали новый метод синтеза, который позволил получить недоступный ранее тип светоизлучателя с улучшенными характеристиками.

Созданный учёными люминофор при прохождении через него тока светится зелёным цветом. При этом свет остаётся постоянным даже при изменении напряжения, а устройство не перегревается во время работы.

Экспериментальные образцы показали яркость в 1,5 раза выше, чем у других OLED-диодов. Во время их тестирования исследователи обнаружили ещё одно их свойство — при изменении конструкции светодиода он излучает белый свет. Это даёт возможность использовать люминофор для изготовления источников как зелёного, так и белого света.

От характеристик и силы воздействия светового спектра зависит не только урожайность и продуктивность растений. Оказывается, цвет спектра и его интенсивность может улучшить вкусовые качества зелени и её окраску. Производители могут оптимизировать окраску листовой зелени, используя светодиоды красного светового спектра во время вегетации. При этом накануне сбора урожая можно увеличить интенсивность синего светового спектра.