полевые цветы
Фото: pxhere.com

Замедление фотосинтеза может снизить урожайность сельхозкультур

Совместное исследование учёных из США и Китая доказало, что повышение уровня углекислого газа в атмосфере снижает долю влаги, из-за чего замедляется скорость фотосинтеза у растений по всему миру. В ближайшей перспективе это может привести к снижению урожайности сельхозкультур. Результаты научной работы опубликованы в журнале Science.

До этого открытия считалось, что чем больше концентрация углекислоты в атмосфере, тем быстрее происходит фотосинтез. Однако накопление парникового газа привело к обратному процессу. К такому неожиданному выводу учёные пришли после изучения содержания СО2 и воды в атмосфере Земли и анализа спутниковых снимков отдельных регионов планеты: саванн, лесов, пахотных земель.

В результате были построены модели, показавшие, что скорость фотосинтеза в мире росла вместе с уровнем СО2 в последние 100 лет. Но после 2000 года она замедлилась из-за глобальных изменений климата. Оказывается, в атмосфере стало снижаться количество водяного пара. Дефицит влаги приводит к тому, что из тканей растений начинает испаряться больше воды. В ответ на это растения начинают закрывать свои устьица, через которые в растение также поступает CO2. Поэтому из-за повышения температуры фотосинтез в глобальных экосистемах стал замедляться.

По прогнозам авторов исследования, эта тенденция сохранится по крайней мере до 2050 года. Это, в свою очередь, может снизить урожайность всех видов сельхозкультур на планете.