На юго-западе Финляндии, примерно в 160 километрах от Хельсинки, расположен город Турку. Это пятый по величине город страны, с населением около 175 тысяч человек. Рядом с Турку находятся тепличные комплексы семейной фермы DeliVerde, где выращивают салат и зелень.
Надо сказать, что этими продуктами Финляндия обеспечивает себя практически полностью, хотя в здешнем климате выращивать их совсем не просто. Но благодаря многолетнему опыту финны стали отличными специалистами. Площадь теплиц в Финляндии больше, чем в Дании, Швеции и Норвегии вместе взятых.
— Финские потребители любят продукты местного производства. Если супермаркеты рекламируют датский салат или польские помидоры, успех им еще не гарантирован. Внутренний рынок очень восприимчив к местным производителям, — говорит менеджер по продажам компании DeliVerde Лииса Линдрот.
На ферме выращивают пряные травы — кориандр, мяту, базилик, петрушку, тимьян, розмарин, укроп, которые финны любят добавлять в рыбные блюда, и богатый ассортимент салатов, в том числе лолло россо, ромэн, айсберг. Листовые салаты вообще очень популярны в Финляндии. В DeliVerde также готовят свежие салатные смеси для розничной торговли и ресторанов.
От роз до салата
Муж Лиисы, Ханну Линдрот, начал свою карьеру сити-фермера в питомнике роз. Но еще раньше, в течение целых 20 лет, он работал IT-специалистом в крупных компаниях. Затем познакомился со своей будущей избранницей. У ее родителей была мастерская по ремонту кузовов автомобилей — первая в своем роде в Финляндии. В свободное время Ханну всегда помогал тестю с продажами и организационными делами. А затем стал менеджером по продажам в компании по выращиванию растений. Сначала это был питомник роз. Теперь цветы уступили место салату и зелени в теплице площадью два гектара.
— В молодости я не хотел иметь ничего общего с этим сектором и не мечтал быть фермером. Это была слишком тяжелая, зависящая от погоды работа. Но от судьбы, как говорится, не уйдешь, — говорит Ханну.
У него был накоплен хороший опыт по выращиванию роз, но средств на инвестиции в большой питомник не хватало. И, как считает Лииса, это к лучшему, потому что много финских производителей роз обанкротились, в частности, из-за жесткой конкуренции с голландскими компаниями.
— Впервые мы начали выращивать салат-латук и зелень еще в конце 1990-х годов. Ханну и наш сын Ээро, ныне генеральный директор, являются специалистами по растениям. А мы с невесткой занимаемся продажами, — поясняет Лииса.
Новичкам нужно было найти свою нишу и завоевать место на рынке свежей зелени. Поэтому было принято решение о выращивании больших кочанов салата. В теплице они растут медленно, поэтому получаются хрустящими, с отличными вкусовыми качествами, долго хранятся. Это качество и привлекло внимание к производителям зелени со стороны рестораторов. Сегодня семейная ферма поставляет продукцию в несколько лучших ресторанов Финляндии.
Быть в тренде
По словам Лиисы, поставлять салат, зелень и другие овощи финским поварам не очень выгодно. Но это придает DeliVerde престиж и новые идеи.
— Мы не стремимся к большим объемам поставок, мы стремимся к качеству и хотим идти в ногу с последними тенденциями или даже опережать их. Мы можем сделать это, взаимодействуя с лучшими шеф-поварами, которые хорошо разбираются в тенденциях и даже помогают их определить. Однако большая часть нашей продукции предназначена для розничной торговли и индустрии гостеприимства, — говорит Лииса.
DeliVerde осуществляет поставки продукции напрямую в Турку и его окрестностях, а также через оптовиков или крупные торговые сети.
Как финны поддерживают местного производителя
Тот факт, что финны предпочитают местные продукты, выгоден таким компаниям, как DeliVerde. Компания снабжает салатом и зеленью даже Лапландию. Утром в теплице собирают урожай, а на следующий день он оказывается на полках магазинов на Крайнем Севере.
В Финляндии предпочтение местной продукции частично обусловлено социальными мотивами и экологическими проблемами.
— Импорт салата из Испании здесь не работает. Люди видят по телевизору, как там работают и живут африканские сезонные рабочие, и что происходит со всем этим пластиком из теплиц? Все это влияет на покупательские привычки финнов. Они знают, что местные розничные торговцы не ведут дела с компаниями, которые не соблюдают в полной мере социальное и экологическое законодательство, — говорит Лииса.
По словам Линдротов, для финских покупателей важно и соблюдение трудового законодательства. На DeliVerde выполняют его требования, и покупатели это знают. Благодаря этому у фермеров хорошая репутация и нет проблем с поиском работников. Сейчас в компании трудится около 50 постоянных сотрудников, а также сезонные работники.
Требования к охране природы на ферме тоже соблюдаются неукоснительно. Котел для обогрева теплицы является многофункциональным. Для поддержания нужной температуры в теплице хозяева фермы используют древесные опилки и даже отходы овса.
— Мы заботимся об окружающей среде, поэтому перерабатываем 100% воды, которую используем в теплицах. Торф и растительные отходы из теплиц компостируют, а затем добавляют в почву для выращивания сельхозпродукции в открытом грунте. Финские потребители считают экологическую составляющую очень важной, — подчеркивает Лииса Линдрот.