В 2005 году герцогиня Нортумберлендская Джейн Перси разбила в родовом замке Алник сад с ядовитыми растениями, превратив его в одно из самых посещаемых мест в стране. Сегодня в коллекции Poison Garden собрано около 100 печально известных растений-убийц. Садовники заходят туда для ухода за флорой в защитных костюмах, а посетителям разрешено ходить без них. Но только если они пообещают, что честно-честно не будут нюхать, трогать и пробовать на вкус всё, что растет внутри.
Джейн Перси раскрыла секрет популярности своего оригинального сада:
— Люди всегда разводили аптечные сады. Но большинству неинтересно, как растение может вылечить. Однако начните рассказывать, как растение убивает, — и они ваши.
Герцогиня увлеклась ядовитыми растениями, когда изучала историю госпиталя XV века, специализировавшегося на ампутации конечностей:
— Во время раскопок нашли множество костей и анестезиологические губки. Такие губки клали пациенту на нос и рот. Меня поразило, что в губках было обнаружено идеальное сочетание вытяжки из белены, болиголова и семян опийного мака, которое отключало сознание на 48–72 часа — именно через этот период времени начинается естественное заживление. В то время ампутация ноги или руки считались обычным явлением. Её совершали при эрготизме — отравлении спорыньёй, которое ещё называли «огнём святого Антония». Узнав всё это, я подумала: «Отлично! Мастера они были в этом деле!» И поехала в Италию посмотреть на остатки садов Медичи, где они выращивали ядовитые растения. Там я решила, что мне тоже нужен такой сад!
Часть растений в Poison Garden растут рядом с табличками с именами реальных исторических личностей, отравлявших своих жертв с помощью этих «травок».
Один из самых опасных экспонатов в Ядовитом саду носит титул самого ядовитого растения в мире — гимпи-гимпи, оно же жалящее дерево, оно же Dendrocnide moroides, — самое человеконенавистническое растение, какое только смогла создать природа.
Этот ядовитый кустарник вырастает до десяти метров в высоту. Его стебли, ветки, черешки, листья и плоды покрыты жгучими волосками, которые обжигают в сотни раз сильнее крапивы. Люди, пострадавшие от гимпи-гимпи, описывают свой опыт так: «вас как будто одновременно поджигают и бьют током». А самое ужасное — боль сохраняется на протяжении недель, а иногда и целых месяцев, и бывает настолько сильной, что жертвы гимпи-гимпи не могут спать и даже задумываются о сведении счётов с жизнью.
Гимпи-гимпи растет в специальной стеклянной витрине, закрытой на ключ, а дотрагиваться до него смогут только сотрудники, прошедшие специальный инструктаж, и только в полной защитной экипировке.
Менее опасные растения растут в клетках, закрытых на замок.
Но если для выращивания самых ядовитых растений из арсенала Медичи и Борджиа для Poison Garden потребовалась клетка и лицензия, то большинство растений из сада растут вполне свободно и кажутся подозрительно знакомыми. Как рассказала герцогиня Нортумберлендская:
— К нам часто приходят женщины, которые любят проводить время в саду. Они постоянно указывают пальцами в разные стороны, отмечая, что и у них дома растет такой же цветок, но они и не догадывались, что он может быть использован для убийства. Загадка в том, что одно и то же растение в одних руках может быть лекарством, а в других — ядом. Например, кат (Catha edulis). Растет в Йемене, Сомали, Эфиопии. С древних времен его листья использовались в качестве лёгкого стимулятора. Современные же исследования находят связь между постоянным жеванием ката и раком ротовой полости и проблемами с печенью. Или снотворный мак — из него получают морфий. Отличное обезболивающее в одних руках и орудие убийства — в других. Только вспомните серийного убийцу доктора Гарольда Шипмана, который с 1984 по 1998 год убил с помощью морфия 200 пациентов. А справа — дерево из семейства тисовых Taxus brevifolia, из него получают таксол, который используется в лечении рака груди. С одной стороны, лекарство, но с другой — побочные действия от этого препарата ужасны. Хотя зачем далеко ходить? Лавровое дерево растет везде. В викторианские времена все поголовно ловили и сушили бабочек. Чтобы убить бабочку, не повредив крылья, её зачастую сажали в банку с лавровым листом, от чего она задыхалась. Или морозник, которым, по одной из версий, отравился Александр Македонский. Мы постоянно проводим лекции о том, какую опасность при определенных условиях могут представлять растения, вполне безопасные на вид.
Одна из миссий Poison Garden — просветительская работа по борьбе с наркотиками. Садовники Алнвика имеют лицензию Министерства внутренних дел на выращивание наркотических растений, которые тоже хранятся в металлических клетках. Во время экскурсий сотрудники сада стараются наглядно показать, как растения на протяжении веков убивали людей из-за злоупотребления наркотиками и отравлений. В саду даже есть копилка для сбора пожертвований на программы антинаркотического просвещения.
Попасть в Ядовитый сад самостоятельно невозможно. Вход на его территорию возможен только в составе организованной группы не более 20 человек и в сопровождении гида, у которого есть ключ от ворот. Перед каждым туром проводится инструктаж по технике безопасности, гостей просят не прикасаться, не нюхать и не есть какие-либо растения, чтобы избежать ожогов и раздражений. Джон Нокс, главный гид сада, рассказал:
— Наши гиды находятся там по 8 часов в день, и ни разу ни один гид не упал в обморок, поэтому мы всегда можем заверить гостей, что Ядовитый сад безопасен!
Но не все участники экскурсий чувствовали себя хорошо. По словам Джона Нокса, вероятность упасть в обморок в Ядовитом саду составляет примерно 0,02%. Но такое воздействие оказывают не растения, а ужасные истории, которые часто вызывают у гостей головокружение. Есть даже определенные слова, которые могут сопровождаться особым тошнотворным эффектом, например, когда гиды описывают волдыри, которые возникают от прикосновения к гигантскому борщевику.
Мы приглашаем вас на (БЕЗОПАСНУЮ) видеоэкскурсию по ядовитому саду с Тревором Джонсом — его главным садовником: