борщевик
Фото: pxhere.com

Геном борщевика может стать ключом к созданию новых лекарств

Учёные установили, что количество генов в геноме борщевика Сосновского в два раза больше, чем у других растений. Это открытие позволит определить биоактивные молекулы, которые могут улучшить эффективность терапии кожных заболеваний. Результаты исследования опубликованы в журнале PlantJournal.

Борщевик Сосновского хорошо известен как инвазивный вид, к тому же опасный для человека. Физической контакт с ним может привести к раздражению на коже и даже ожогам. При исследовании генома борщевика российские учёные выяснили, что он насчитывает 55 тыс. генов, хотя обычно у растений количество генов достигает в среднем 25–35 тыс. Оказалось, что источником такого числа генов у борщевика стали их многочисленные удвоения (дупликации) — у многих генов есть несколько дополнительных копий. Скорее всего, это связано с синтезом вторичных метаболитов, в том числе линейных фуранокумаринов — веществ, которые придают борщевику его опасные свойства.

Исследователи считают, что изучение генома борщевика Сосновского будет полезно, прежде всего, в фармакологии. Геномные особенности сорняка позволят определить и изучить уникальные биоактивные молекулы, которые могут использоваться для создания новых лекарственных препаратов и методов для лечения кожных заболеваний. Российские учёные продолжат изучать опасный сорняк в том числе и для того, чтобы узнать закономерности в его распространении на территории России.