В последние годы рынок упаковки пищевой продукции растёт, и причин тому несколько: увеличение объёмов производства свежих овощей и зелени, развитие ритейла и рост розничных точек продаж продуктов питания, а также процесс импортозамещения.
Пожалуй, одним из драйверов роста рынка стала пандемия, поскольку резко вырос спрос на индивидуальную упаковку для каждого продукта. Повысились требования и к её экологичности и безопасности, поэтому производители всё чаще используют биоразлагаемые материалы. Отечественным производителям вполне по силам внедрять инновационные технологии и замещать импортную продукцию в сфере упаковки, тем более спрос на экологичную упаковку будет только расти. Производители пищевых транснациональных корпораций приняли добровольные обязательства по переходу к 2025 году на использование полностью перерабатываемой или биоразлагаемой упаковки.
Чтобы удовлетворить растущий спрос, российские производители расширяют производство. Сейчас в нашей стране работают 14 предприятий-поставщиков упаковочных решений из Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана, Московской, Нижегородской, Воронежской, Новосибирской областей.
Для любого аграрного предприятия выход на продажи в сети — это поиск оптимального решения упаковки своего продукта. Она поможет сохранить свежесть продукта, а покупатель — получить достоверную информацию о нём и быстро найти его на полке. Необычный дизайн — отличный способ позиционировать свой товар.
За счёт затрат на упаковку стоимость продукта вырастает до 30% в зависимости от ценовой политики ритейлера и сезона. Многие сельхозпредприятия задумываются об открытии собственного упаковочного цеха. Запуск такого производства потребует значительных инвестиций. Однако, по мнению экспертов, грамотный подбор оборудования и детальная разработка самой концепции упаковки гарантируют, что затраты окупятся в течение трёх лет.
Производители упаковки выделяют несколько видов решений, которые сегодня чаще всего используются для овощей.
Самый универсальный и недорогой вариант — сетка. Её нередко используют для транспортировки и продажи корнеплодов. Главные преимущества: прочность, вместительность, позволяет не портиться овощам за счёт свободной циркуляции воздуха.
Для реализации небольших по размеру плодов отличным решением станет флоу-пак. Эта упаковка увеличивает лёжкость скоропортящихся фруктов и овощей, не позволяет бактериям проникнуть внутрь упаковки.
Для продажи срезанных салатов и овощей закрытого грунта подходит пакет-подушка. Газомодифицированная бескислородная среда позволяет долгое время сохранять свежесть продукции в течение нескольких дней.
Пластиковый лоток — самое универсальное решение для фруктов и овощей. Процесс упаковки может проходить как автоматизированно, так и вручную.
Между тем в ближайшее время на рынке могут появиться и инновационные виды упаковки. Недавно группа учёных из Гарвардского университета на основе полисахаридного полимера разработали покрытие, которое предотвращает порчу плодов и продлевает их хранение. В состав покрытия также входят лимонная кислота, масло тимьяна, обладающие антимикробными свойствами, а также консервант низин.