В мире наблюдается тренд на здоровый и экологичный образ жизни. Одним из его проявлений стал растущий спрос на органическую продукцию, произведенную в соответствии с принципами зелёной экономики. Учёные РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева изучили, как обстоит дело со спросом на органическую продукцию в России.
Учёные Тимирязевки провели опрос в московском регионе. В нём приняли участие 300 респондентов разных половозрастных групп и с разным уровнем доходов. Выяснилось, что 70,4% опрошенных проявляют интерес к потреблению органических продуктов. Однако 32% неправильно понимают, что такое органика, часто подразумевая под этим словом фермерскую продукцию. При покупке органической продукции проверяют наличие специального сертификата менее 8% респондентов. Доцент кафедры экономической безопасности и права Виктория Рахаева пояснила:
— Не вся фермерская продукция является органической, а только та, которая производится по безопасным технологиям, не причиняя вреда человеку и окружающей среде. При её производстве не допускается применение химических препаратов (пестицидов, минеральных удобрений, антибиотиков, стимуляторов роста), искусственных добавок (консервантов, стабилизаторов, усилителей вкуса), а также использование методов и средств генной инженерии. Органическая продукция сертифицируется.
Также исследование показало, что люди, предпочитающие органические продукты, не обязательно принадлежат к высокодоходным слоям населения, но, как правило, ведут активный образ жизни, имеют прогрессивные взгляды на развитие человечества и стараются вносить свой вклад в улучшение экологической обстановки. Основными факторами, влияющими на спрос на продукты питания органического производства, оказались их качество, состав и цена. Доцент кафедры бухгалтерского учета, финансов и налогообложения Вера Мизюрева отметила:
— Оценивая спрос в Москве и Московской области, мы видим, что потребность в органической продукции есть. Всё больше людей заинтересованы в здоровом образе жизни, включая правильное питание. Но уровень осведомленности населения о проверке «чистоты» продукта остается на низком уровне, информация о сертификации и наличии знака органической продукции, утвержденного Минсельхозом России, недостаточно освещена, и потребители зачастую не знают о нём и не проверяют его наличие. Данная проблема актуальна не только для московского региона, но для всей России в целом.
По мнению исследователей, чтобы увеличить спрос, и, как следствие, стимулировать производство органической продукции, в первую очередь необходимо повысить информированность потребителей об особенностях производства органической продукции, её свойствах и качестве.