За последние полтора года отрасль вертикального земледелия в Европе пережила серьёзные потрясения. Череда банкротств крупных сити-ферм стала настоящим испытанием на прочность для отрасли. Однако в этом году возобновились инвестиции и многообещающие разработки.
Эксперты считают, что трудозатраты и стоимость энергоносителей пока остаются основными препятствиями для роста. Однако сейчас цены на электричество стабилизировались, инновационные решения для освещения теплиц и внедрение роботизации позволяют надеяться на развитие сити-фермерства в будущем. Мы перевели для вас статью медиаресурса VerticalFarmDaily, автор которой рассматривает проблемы вертикального фермерства и анализирует, как участники рынка достигли нового равновесия.
Чёрная полоса неудач
Последние два года выдались тяжёлыми для сити-ферм. Infarm, некогда крупнейшая в Европе компания вертикального земледелия, перешла на внешнее управление, уволила большую часть персонала и ушла с рынка. Незадолго до этого французская Agricool обанкротилась, столкнувшись с финансовыми и операционными проблемами — высокими затратами на энергоносители и сбоями в цепочках поставок.
Недавно появилась информация о финансовой несостоятельности фермы FarmNOW, которая находится в Вене. По словам Юлии Саланенко, главного специалиста по растениеводству в FarmNOW, она удивилась, прочитав отзывы о том, что многие известные компании, в том числе InFarm, либо не рассчитывали свое энергопотребление заранее, либо слишком поздно начали интересоваться своими ежемесячными расходами на электроэнергию. В результате, когда цены на электричество резко выросли, то эксплуатационные затраты увеличились в разы.
— Технология сама по себе требует значительных первоначальных капитальных вложений, поэтому быстрая отдача от инвестиций, к которой часто стремятся инвесторы, невозможна. Когда наступил 2022 год с его турбулентностью, доверие к вертикальному фермерству резко упало. В конце концов, мы тоже не смогли справиться, — рассказывает Юлия Саланенко.
К сентябрю 2023 года 15 компаний, занимающихся вертикальным фермерством, со штаб-квартирами в Европе, стали банкротами.
Отрасль стала оживать
Однако к концу 2023 года ситуация стала понемногу улучшаться. Итальянская Planet Farms привлекла 40 млн долларов в рамках раунда финансирования. К сожалению, два месяца спустя сильный пожар, произошедший из-за неисправности оборудования, практически уничтожил производство и амбициозные планы компании по расширению продаж в Италии и Великобритании. Тем не менее, финансирование Planet Farms подтвердило возрождение интереса инвесторов к отрасли.
В 2023 году венчурные инвестиции в сити-фермы Европы достигли почти 280 млн евро, превысив общий объём капиталовложений в предыдущем году. IGS из Шотландии и Futura Gaïa из Франции получили финансирование (22 млн евро и 11 млн евро соответственно) на расширение своей деятельности.
IGS — мастодонт европейского сити-фермерства, который, тем не менее, продолжает развиваться. В конце 2023 года была запущена партнёрская овощеводческая ферма в Берлине, начато строительство фермы площадью 80 тыс. кв. метров в ОАЭ, которая позволит заменить, по меньшей мере, 1% импортируемой в страну зелени и даже выращивать саженцы деревьев.
Разработчики технологий для городского сельского хозяйства тоже добиваются успехов. Vertical Future из Великобритании получила грант в размере 1,5 млн фунтов стерлингов от Космического агентства страны на реализацию проекта «Автономное сельское хозяйство для освоения космоса», который рассчитан до 2026 года. Финская iFarm также успешно пережила сложный период благодаря проектам в странах Персидского залива и Индонезии и вновь вернулась на европейский рынок, запустив полностью автоматизированную ферму StackGrow в Швейцарии.
В прошлом году некоторые вертикальные фермы решили наладить сотрудничество с ритейлерами. Например, сеть Coop привлекла фермеров Kilometre Verde в Италии и Avisomo в Норвегии для размещения оборудования в своих гипермаркетах. Кроме того, крупные иностранные компании осваивают целевые ниши в Европе. Например, Eleve Farms из канадской провинции Онтарио объявила о планах выхода на рынок Центральной Европы, что свидетельствует о сохраняющейся уверенности в росте сектора в регионе.
Что мешает развитию?
Фактически за последний год вертикальное земледелие пережило ещё одну трансформацию со времён пандемии ковида. Если раньше в отрасли доминировали высокотехнологичные компании и венчурные фонды, то теперь высокотехнологичный сектор агропроизводства всё больше привлекает традиционных игроков сельского хозяйства. На первый план выходит исследовательская деятельность, что закладывают базу для будущих достижений. И хотя суммы инвестиций пока не отличаются внушительными размерами, они становятся более целенаправленными. Финансирование нацелено в основном на создание полигонов для тестирования технологии.
ЕС предпринимает шаги, чтобы сельское хозяйство стало более экологичным, требуя от фермеров сократить использование пестицидов и удобрений. Ради этой цели страны Евросоюза пошли даже на такую непопулярную меру, как сокращение субсидий, если не будет перехода на более устойчивые методы ведения агропроизводства. Поэтому так стремительно растёт число компаний, которые придерживаются требований ESG. Это подготавливает почву для роста рынка и свидетельствует о перспективах развития индустрии выращивания сельскохозяйственных культур в закрытых помещениях.
Мировая сельскохозяйственная отрасль сталкивается со значительными проблемами, в том числе экстремальными погодными явлениями, ростом цен, непредсказуемостью экономических условий и сокращением рабочих рук.
Тем не менее, отрасль ожидает значительный рост в 2024 году. Такой точки зрения придерживаются авторы исследования «Новые рынки и конъюнктура». Драйверами роста станут автоматизация, биотехнологии, вертикальное земледелие.
Многие эксперты сходятся во мнении, что сельхозпроизводство в закрытом грунте снова окажется на волне роста, а многие компании по результатам текущего года окажутся прибыльными. Это увеличит приток инвестиций в этот сектор.
Точки роста
Трудозатраты и дорогая электроэнергия — две основные статьи затрат, с которыми сталкиваются вертикальные фермы. Неспособность управлять этими расходами часто приводит к закрытию бизнеса. Однако скачок цен на энергоносители, произошедший в 2022 году, остался в прошлом.
Продолжается революция в области повышения эффективности освещения: стоимость светодиодного освещения за десятилетие снизилась более чем в десять раз. А некоторые считают, что настоящая революция в области освещения ещё впереди. К тому же в Европе в последнее время электроэнергия, получаемая благодаря возобновляемым источникам, резко подешевела.
Высокая стоимость рабочей силы будет компенсироваться автоматизацией. Но выиграют не разработчики сложных роботов, а компании, которые предложат самые простые и экономичные решения.
Инновации в Agtech станут толчком для развития сити-фермерства. Компания Seasony, базирующаяся в Копенгагене, стремится изменить индустрию с помощью складских роботов, подобных Amazon, и недавно получила финансирование в размере 1,5 млн евро для расширения своего производства. Технология eSoil, изобретенная стэнфордскими учеными, обеспечивает биоэлектронный каркас роста с низким энергопотреблением и ускоряет рост рассады сельскохозяйственных культур.
В Нидерландах Certhon представила Thevi, программное обеспечение для точного прогнозирования урожайности салата-латука, а Artemy — робота-уборщика урожая для теплиц и фермерских хозяйств, оснащённого передовыми технологиями визуального контроля. Infinite Acres в сотрудничестве с университетами Siemens, Вагенингена, Делфтским технологическим университетом недавно открыла в Гааге инновационный центр сельскохозяйственных исследований. Некоторые стартапы предлагают идеи для развития сельского хозяйства даже на Луне. Interstellar Lab представила новое устройство, предназначенное для выращивания цветов на планете-спутнике Земли.
Взгляд в будущее: интеграция, исследования и нишевые рынки
Участники отрасли считают, что вертикальное земледелие будет развиваться как с точки зрения инфраструктуры, так и с точки зрения производства. В дальнейшем фермы станут интегрироваться в городскую архитектуру, создавая энергетический симбиоз со зданиями за счёт использования тепла, вырабатываемого фермами. Традиционные теплицы модернизируют благодаря дистанционному управлению и инновационным системам кондиционирования.
Технологии вертикального земледелия станут востребованными и при разработке инновационных продуктов. Сегодня многие проявляют интерес к агрономической биофортификации растений с добавлением минералов. Например, обогащение растений железом или йодом. Такая зелень была бы полезна для вегетарианцев.
Вертикальное земледелие может быть эффективным и при выращивании саженцев деревьев для восстановления лесов, редактирования генов, производства биофармацевтических препаратов (молекулярное выращивание растений) и ускоренной селекции. Результатом этих разработок могут стать сорта, устойчивые к неблагоприятным внешним условиям, или ценные биоактивные вещества для медицины и питания человека.
В заключении можно сделать вывод, что предсказание о развитии сити-фермерства только на Ближнем Востоке не оправдалось. Европейские города, как на севере, так и на юге континента, будут развивать свои производственные мощности. Инвесторы продолжат осваивать новые ниши, а потребители откроют для себя новые продукты. Фермы, успешно использующие возобновляемые источники энергии, будут менее зависимы от поставщиков энергоресурсов. Современные технологии, прежде всего искусственный интеллект, станут основой для новых разработок, которые выведут отрасль на новый уровень развития.