Мы часто публикуем истории успеха сити-фермеров. Но нужно рассказать и о неудачах. Ларри Эллисон — соучредитель Oracle и четвёртый богатейший человек в мире по версии Forbes, вложил более 500 млн долларов в амбициозный технологичный аграрный проект Sensei Ag, который потерпел неудачу.
Частный гавайский остров Ланаи должен был превратиться в лабораторию высокотехнологичного сельского хозяйства, которая смогла бы помочь накормить весь мир. Идея была революционной: объединить искусственный интеллект, робототехнику, передовые датчики и современные методы гидропоники, чтобы создать устойчивую модель ведения сельского хозяйства, которую можно было бы масштабировать.
Однако реализация грандиозного замысла столкнулась с многочисленными проблемами, которых миллиардер-технолог не ожидал. Шесть высокотехнологичных теплиц, построенных на Ланаи, стали наглядным примером того, как сложно применять идеи Кремниевой долины в аграрном производстве:
- Израильские инженеры, спроектировавшие теплицы, не учли сильные ветра и высокую влажность на острове. Крыши, на которые изначально было выделено 12 млн долларов, неоднократно срывало порывами ветра, достигающими 130 км/ч. Расходы на ремонт составили примерно 50 млн долларов.
- Илон Маск, близкий друг Эллисона, предоставил солнечные панели, которые должны были обеспечивать устойчивое питание теплиц. Но из-за того же ветра панели постоянно покрывались грязью, что делало их бесполезными. И электричество по старинке подавали с помощью дизельных генераторов.
- Из-за неустойчивого подключения к Wi-Fi, не получилось внедрить даже обычные технологии: сотни датчиков, предназначенных для регулирования освещения, температуры, влажности и вентиляции, не работали должным образом.
В конечном итоге теплицы Эллисона стали одним из крупнейших производителей салата-латука и помидоров черри на Гавайях. Но это достижение совсем не соответствовало планам «накормить мир» или произвести революцию в мировом сельском хозяйстве.
А ещё Эллисон часто менял стратегию. Сначала он планировал восстановить повреждённую почву, выращивая культуры, богатые минералами, но отказался от этой идеи из-за высоких затрат. Затем хотел поставлять экзотические дорогие фрукты, похожие на те, что продаются в премиальных японских магазинах, и даже закупил формы для квадратных арбузов. Но сотрудники объяснили ему, что американские потребители вряд ли заплатят 100 долларов за дыню. Позже основатель Oracle попросил модернизировать теплицу, чтобы выращивать в ней манго, но отказался от этого плана, когда ему сообщили о необходимости полной перестройки. И наконец Эллисон предложил производить васаби для двух своих элитных ресторанов Nobu на острове, но шеф-повара убедили его, что салаты и помидоры будут гораздо практичнее.
Отчасти проблемы Sensei Ag были связаны с тем, что в руководстве преобладали эксперты в области высоких технологий, но с небольшим опытом работы в сельском хозяйстве. Например, назначение руководителем Дэйва Дугласа, инженера-программиста, который живёт в Массачусетсе и управляет компанией дистанционно.
Sensei Ag отказалась от своей первоначальной миссии и сосредоточилась на разработке программного обеспечения и технологий для выращивания растений в закрытых помещениях. Сегодня Ланаи по-прежнему импортирует от 80% до 90% потребляемых продуктов, а местные жители критикуют использование сельскохозяйственных ресурсов для технологических экспериментов вместо решения проблем с продовольственной безопасностью на острове.
Сельскохозяйственный эксперимент Эллисона на Ланаи иллюстрирует проблемы, с которыми сталкиваются даже самые богатые в мире технологические лидеры, применяя методы Кремниевой долины в других отраслях, например сельском хозяйстве. Несмотря на значительные инвестиции, результаты оказались далеки от революционной концепции, которую Эллисон продвигал изначально.