Образовательный модуль «Растениеводство» войдет в программу уроков труда для школьников средних классов.
Президент Владимир Путин подписал закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», и с 1 сентября 2024 года в школах возобновятся уроки труда для учащихся 1–9 классов. Предполагается, что целью образовательной программы будет подготовка детей к взрослой жизни.
Ученикам младших классов предстоит освоить дисциплины «Технологии, профессии и производства» и «Технологии обработки материалов». А вот в средней школе, помимо пяти обязательных модулей («Производство и технологии», «Технологии обработки и пищевых продуктов», «Компьютерная графика. Черчение», «Робототехника» и «3D моделирование»), можно будет выбрать несколько дополнительных: «Автоматизированные системы», «Животноводство» и «Растениеводство».
Основная проблема, с которой в ближайшее время придется столкнуться школам — недостаток квалифицированных кадров. Обучение учителей по предмету «Технология» сегодня ведется крайне ограниченно. Доцент кафедры физического воспитания и безопасности жизнедеятельности Московского городского педагогического университета Олег Зверев привел пример, как несколько лет назад по запросу министерства просвещения была реализована большая программа переподготовки кадров для регионов:
— Упор делали на специалистов реального сектора экономики, которые приходили работать в образование. Условно, специалист работал на предприятии, но решил совместить или поменять профиль, пойти работать в школу или ВУЗ. Возможно, как раз эта программа могла бы лечь в основу подготовки «трудовиков».
Действительно, было бы замечательно, если бы у школьников вели уроки те, кто имеет реальный опыт животноводства и растениеводства в городской среде и могут научить не только проращивать семена бархатцев на подоконнике. Прикладная робототехника, автоматизированные системы полива и освещения, простые гидропонные установки вполне способны заинтересовать современного школьника, а для кого-то — стать хобби или даже будущей профессией. Это подтверждают действующие в рамках местных региональных инициатив агроклассы, где изучают садоводство, тепличное хозяйство, пчеловодство, оленеводство и агрономию, а так же совместные с вузами проекты по профориентации для школьников.
Экзаменационными проектами по урокам труда, к примеру, могут быть интегрированные в школьную среду фермы, способные обеспечить микрозеленью школьные столовые.
Но это все пока просто рассуждения о будущем. Как говорится, поживем — увидим…