торговля
Фото: личный архив Ивана Платонова

Как автомеханик из Подмосковья стал поставщиком микрозелени

Сити-ферме GreenFoods Ивана Платонова из подмосковной Электростали нет ещё и года. Но начинающему предпринимателю и за это время удалось расширить ассортимент микрозелени до 40 наименований. Иван стал поставщиком для ряда ресторанов Подмосковья и торговой сети «Верный».

Путь проб и ошибок

Идея переквалифицироваться из автомеханика в сити-фермера появилась так: супруга Ивана выращивала на балконе базилик. Однажды в гости к семье пришёл знакомый, шеф-повар из Павловского Посада. Увидел зелень, попробовал, похвалил за вкус и посетовал, что нет у него надёжного поставщика свежей зелени. После этого посоветовал другу начать заниматься «зелёным бизнесом». Мол, спрос на салаты и пряные травы всегда есть, а качественный продукт не всегда найдёшь.

— Эта идея запала мне в душу. Скажу честно: на тот момент у меня не было никаких знаний в агробизнесе. Некоторые тонкости узнавал через блоги владельцев вертикальных ферм, коллеги помогали советом на форумах. В общем, первые месяцы шёл путём проб и ошибок, — говорит Иван.

Он не побоялся уйти из автомастерской и кардинально поменять сферу деятельности. Навыки предыдущей профессии и сейчас очень помогают: первые стеллажи, которые стояли сначала в квартире, сделал собственными руками. С техникой Иван на «ты», так что автополив настраивал сам и поломку любого оборудования устранить тоже сможет.

«Экзотика» постепенно завоёвывает город

По словам Ивана, Подмосковье — не провинциальное захолустье, тем не менее о микрозелени до открытия его сити-фермы местные жители мало что знали. Пока у основателя GreenFoods мало конкурентов. Выращиванием суперфуда в городах, расположенных рядом с Электросталью, никто не занимается. Так что серьёзных конкурентов у Ивана пока нет. Познания в зелени у горожан ограничиваются стандартным ассортиментом — петрушка, укроп, листовой салат, некоторые называют ещё базилик с кинзой.

GreenFood
Фото: личный архив Ивана Платонова

— Когда я начал выращивать подсолнечник, несколько видов редиса, сафлор и пажитник, то на проростки все смотрели словно на экзотику. Весной на моей сити-ферме с экскурсией побывали студенты местного колледжа. Ребята не знали, что обычные бархатцы, оказывается, съедобны и имеют приятный привкус корицы, — вспоминает Иван.

Но среди постоянных заказчиков Платонова, жителей города, встречаются и продвинутые люди в плане потребления зелени. Одна из постоянных покупательниц рассказала, что приобретает проростки редиски для изготовления масок для лица. Оказывается, микрозелень содержит гиалуроновую кислоту, которая поддерживает красоту кожи. Кроме жителей Электростали часть продукции расходится по ресторанам.

— Фиолетовый редис, конечно, сморится эффектно на любом блюде. Жаль, что шеф-повара используют микрогрин только для украшения, а не для пользы, — говорит Иван.

Купить продукцию под брендом GreenFoods можно и в 14 магазинах сети «Верный». Выход в розницу для новичка в сити-фермерстве — большая удача. Основное требование ритейлера — качество, свежесть продукции, её экологичность и постоянные поставки. Сетевики работают по жёстким правилам — не успел привезти партию товара нужного объёма в определённое время — штраф.

— Для продаж зелени через розницу начал её выращивать на кокосовом субстрате. На нём растения более дружно всходят и растут интенсивнее. Так что готовая партия как раз поспевает через пять-семь дней. Всего мне ежедневно нужно поставлять 140 лотков, — говорит основатель GreenFoods.

Сити-фермеры ждут импортозамещения

На расширение бизнеса потребовались значительные траты. Нужно было платить аренду за помещение для сити-фермы, приобретать оборудование. От кредитов многодетный отец сразу отказался. Просить помощи у государства Иван пока не решается. У него есть план арендовать небольшой земельный участок во Владимирской области и в летний период выращивать часть продукции в открытом грунте. Хочу Иван запустить и собственное производство виноградных улиток. После ухода иностранных поставщиков спрос на слизь вырос. Кроме того, ещё одним каналом сбыта могут стать рестораны. Но на новые бизнес-проекты нужны средства.

— Знакомые предлагали стать участником проекта «Агростартап» и оформить грант. А для меня сбор бумаг, отчётность — тёмный лес. Для запуска фермы я использовал собственные деньги, затем нашёлся инвестор, который финансово помогает мне. Я понимаю, как сложно встать на ноги и начать свой бизнес. Поэтому помогаю новичкам и с подбором оборудования и консультациями по технологии выращивания. Благодаря мне в России уже появилось несколько небольших сити-ферм. Также помог установить небольшой встроенный стеллаж для выращивания микрозелени в одной из гостиниц Москвы, — говорит Иван.

Начинающий сити-фермер признался, что он и многие его коллеги в последнее время столкнулись с ростом расходов, поскольку оборудование и комплектующие повысились в цене на треть, семена на 20–25%. Когда Иван запускал ферму микрозелени, он приобрёл большую партию семенного материала, поэтому сейчас ещё использует старые запасы. Сити-фермер с сожалением отмечает, что отечественные семена значительно отстают по качеству от импортных. Он очень надеется, что производители обратят на это внимание и выпустят на рынок новые линейки продукции, которые не будут уступать по своим характеристикам импортным аналогам.

Поделись
5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии