Антон Бельтюков
Фото из личного архива Антона Бельтюкова

Почему в развитии сити-фермерства важнее просвещение, чем господдержка

Мы обсудили этот вопрос с Антоном Бельтюковым, руководителем компании «СЕЕМ СЕМЕНА». По его мнению, сегодня для российских сити-фермеров важной задачей является не только производство свежей продукции, но и просветительская деятельность.

К слову, предприятие вносит свою посильную лепту — поставляет гидропонные установки для выращивания зелени в школы. География достаточно обширна: от Ханты-Мансийского автономного округа, Пермского края до Московской области и Краснодарского края. В списке только нет родного города.

Читатели нашего портала уже знакомы с Антоном и его компанией. В апреле мы публиковали большое интервью об истории и деятельности компании «СЕЕМ СЕМЕНА», вы можете прочитать его здесь. Сегодня же мы решили поделиться с вами экспертной точкой зрения специалиста, который не только «сеет семена», а ещё и делится с другими, как это делать.

Фото из архива компании «СЕЕМ СЕМЕНА»

О культуре потребления, стереотипах и недовольстве коллег

— Почему в регионах такая пестрая картина: где-то десятки стартапов по развитию вертикального земледелия, а в каких-то областях имеют только приблизительное понимание того, что такое сити-фермерство?

— Мы начали свою деятельность пять лет назад. Тогда о том, что такое микрозелень, вообще мало кто знал. На мой взгляд, отчасти виновато отсутствие в нашей стране культуры потребления зелени вообще. Спросите обычного обывателя. Наверняка он сходу не назовет больше 10 видов зелени. Такой простой пример. Приезжаю в гости к родственникам. У них на приусадебном участке растут стандартные петрушка, укроп и еще несколько видов зелени. Но на столе она почему-то не появляется. Ну нет такой привычки.

— А как менять стереотипы?

—Вести просветительскую деятельность. Я не вижу пока другого пути, как развивать рынок производства свежей зелени, микрозелени в России. Хотя 99% моих коллег считают иначе. Многие действуют по формуле: «Я выращиваю, потом продаю». А потом знаете, с какой проблемой они сталкиваются? С возвратом продукции. Потребитель не готов покупать. Почему? Ответ простой. Люди стремятся приобретать уже знакомые продукты питания, которые они изо дня в день покупают в торговых сетях. А какой там ассортимент зелени? В основном небогатый.

С микрозеленью чаще всего россияне впервые знакомятся в ресторанах. Но наши рестораторы стремятся украшать блюда пророщенными травами, а не включать их в готовые блюда. Поскольку цена на продукцию немаленькая. И вот тут наша компания пошла на такой шаг, за который нас ругают свои же коллеги. Говорят: «Вы убиваете рынок». Мы продаем гидропонные установки барам и ресторанам. Когда они запускают собственное производство, то тогда себестоимость микрозелени существенно снижается. В данном случае можно себе позволить разработать целую карту новых блюд с добавлением различных видов салата, пряных трав. Это своего рода полезная синергия. Мы нашли новый канал продаж, а владельцы точек общепита находят новые точки роста для развития своего бизнеса.

микрозелень
Фото из архива компании «СЕЕМ СЕМЕНА»

О просвещении, локальном развитии и господдержке

— В чем заключается просветительская деятельность?

— Мы проводим мастер-классы. Для нас этот аспект деятельности не менее важный, чем продажа оборудования. Я заметил, что часть слушателей, приходивших на наши курсы, стали сити-фермерами. Мы поддерживаем развитие локальных вертикальных ферм. Знаете, иногда в разговоре владелец предприятия называет себя сити-фермером, а потом оказывается, что теплица у него находится в 20 км от города. Для меня важно, чтобы у горожан появилась возможность производить и потреблять здоровую пищу именно внутри города. И чем больше «балконных» ферм и ферм на подоконниках, тем лучше. А начинающим коллегам я всегда говорю: «Откройте кружок по сити-фермерству для детей. Пусть ребята осваивают выращивание зелени. А для вас это будет своего рода шоурум в городе. Ведь если ребенок смог самостоятельно, по видеоурокам, инструкциям освоить гидропонную установку, то и взрослые поймут, что это не так уж и сложно». Есть ведь такой стереотип: раз вертикальная ферма, то без датчиков, искусственного интеллекта ну никак не обойтись. В этом на самом деле больше хайпа. Вот поэтому мы сотрудничаем со школами, продвигаем сити-фермерство через уроки биологии. И занятия будут интереснее проходить, и родители наконец узнают, что с гидропонной установкой может справиться даже ребенок.

— В региональных министерствах образования с пониманием относятся к такому формату популяризации вертикального земледелия?

— Да. Но мы хотим пойти немного дальше. Мне бы хотелось, чтобы дети смогли попробовать блюда с выращенным собственными руками салатом. Но для этого придется изменить многие санитарные требования к школьному питанию. На мой взгляд, оно слишком зарегулировано.

— Если бы вам предоставили возможность разработать программу господдержки сити-фермерства, какие пункты включили бы обязательно?

—Я считаю, что государство в достаточном объеме помогает производителям свежей продукции. Есть программа «Агростартап». И я вижу, что она пользуется популярностью и доказала свою эффективность.

За последние годы государство запустило несколько видов финансовой поддержки начинающих агробизнесменов. Средства на развитие своего дела могут получить и начинающие сити-фермеры в рамках проекта «Агростартап». Всё большую популярность набирают и соцконтракты. В этой статье мы разбираемся, кто может стать агростартапером, а кому лучше подать заявку на оформление социального контракта.

Поделись
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
RU / ENG