Фермерское хозяйство «Красная речка» Юлии Петровой получило название в честь карельской деревни в Кондопожском районе. Предпринимательница не побоялась открыть клубничную ферму площадью 4 га на самом севере Карелии больше трёх лет назад. Методом проб и ошибок она выбрала несколько сортов, которые даже в суровых погодных условиях дают стабильный урожай.
Забот на ферме много: кроме ягод здесь выращивают ещё и мяту, а рядом с клубничными полями появилась своя пасека. С открытием гостевого дома на «Красную речку» будут приезжать не только любители натуральных продуктов, но и туристы. Сейчас Юлия планирует подать заявку на участие в госпрограмме «Агротуризм».
У фермеров нет права на ошибку
— Как вы пришли в ягодный бизнес?
— Изначально выращивание ягод было моим хобби. Позже оно трансформировалось в бизнес-проект. Глубоких практических навыков по выращиванию клубники у меня не было, знала только теорию, так что пришлось набивать шишки, добиваясь каких-то результатов.
— В Карелии очень короткое лето. Какие есть местные нюансы в агротехнике выращивания ягоды?
— Самые большие наши риски связаны с погодой. Например, лето 2021 года запомнилось всем аномальной жарой, а сезон 2023 года — затяжными дождями и холодным июлем, а это у нас основной месяц для сбора ягод и взятка медоносных пчёл. Чтобы избежать потери урожая, нужно быстро принимать решения. Права на ошибку у нас нет, поскольку исправить её на ходу уже не получится. И здесь ключевую роль играет правильный выбор сортов. Я на собственном опыте убедилась, что для нашего региона не подходят сорта с ранними и средними сроками цветения, так как велик риск возвратных заморозков в мае, а в начале июня может выпасть и снег. Наше хозяйство находится на самом севере Карелии, за счёт смещения сроков плодоношения и созревания ягод мы иногда закрываем сезон только к середине августа. Поэтому я остановилась на среднепоздних и поздних сортах, как правило, они начинают цвести во второй половине июня. Предпочтение отдаю лёжким сортам. К таким относится, например, Мальвина. Поздние сорта нечувствительны к туманам, повышенной влажности, хорошо переносят перепады дневных и ночных температур, а ягоды долго лежат на плёнке, не портясь, выдерживают холод и дожди.
— Какие сорта вы выращиваете?
— Полку, Сонату, Сенсацию, Эльсанту и, конечно, ультрапозднюю Мальвину. При выборе сортов мы учитывали опыт финских коллег. Поэтому решили заложить 1 га голландского сорта Полка. У него есть свои плюсы и минусы. Но склоняюсь к тому, чтобы перейти на другой сорт — ягоды долго не лежат, их нужно сразу продавать или перерабатывать после сбора. Кроме того, у Полки не очень высокая устойчивость к возбудителям заболеваний и вредителям. Очень много времени отнимает прополка, обработка, нужно постоянно мониторить посевы. Этот сорт разработан в 1990-х годах, он давно культивируется в Европе, особенно в Финляндии. Финны вообще консервативны в выборе сортов, а вот в других европейских странах от Полки постепенно стали отказываться. Главное преимущество этого сорта — отличные вкусовые качества и высокая урожайность. В прошлом году кусты были усыпаны ягодами, как виноградные грозди. С одного куста снимали до 750 граммов ягод и даже 1 килограмм. Однако если во время сбора пойдут дожди, то велика вероятность, что урожай начнёт гнить.
Но образцовым для меня является Мальвина. Это очень качественный сорт. Соната, Сенсация, Эльсанта неплохие по своим характеристикам, но они уступают Мальвине. Ягоды у этого сорта насыщенного вишнёвого оттенка и очень крупные, до 50 граммов. При этом они очень лёжкие и товарный вид у них отличный.
— Как сейчас обстоят дела с качеством посадочного материала?
— Этот вопрос меня очень беспокоит, поскольку мы планируем обновить плантацию новыми саженцами. Сейчас как раз ищем поставщиков. Рассаду сорта Полка мы купили в 2021 году, ещё до введения санкций, в польском питомнике, поэтому проблем никаких не возникало. Мальвину купили через голландский питомник. В обоих случаях рассада прошла тщательный фитосанитарный контроль, всё было в норме.
В этом году мы приобрели небольшую партию рассады фриго. Видимо, она пролежала на складе не менее двух лет, поскольку выращенные кусты не соответствуют параметрам. С 600 растений нам удалось снять только 3 ящика товарной ягоды, остальная размером с горох. Претензию, конечно, мы написали, но сотрудничать с этой компанией больше не будем. К сожалению, получить компенсацию за некачественный посадочный материал с дистрибьютора будет непросто. Нужно провести много экспертиз, причём за свой счёт, собрать пакет документов — транспортные накладные, фитосанитарные сертификаты.
Когда набираешь в поисковиках «Производители фриго в России», то выпадает внушительный список компаний. По их утверждениям, производство находится в нашей стране. Но за границей при производстве фриго почву обрабатывают специальным методом, чтобы саженец был стерильным. У нас такой способ запрещён. Поэтому отечественные производители либо лукавят, либо нарушают требования закона.
В последнее время появились отечественные поставщики рассады трей и мини-трей. И есть положительные отзывы ягодоводов из разных регионов России о качестве саженцев, полученных по этой технологии.
С коллегами из южных регионов конкурировать трудно
— Есть ли у вас в планах переход на круглогодичное производство клубники?
— Производство в защищенном грунте — это совершенно другое направление и другая технология в ягодоводстве. Для того чтобы выращивать ягоду в туннелях или теплицах, нужны большие инвестиции, измеряемые десятками миллионов рублей. Сейчас площадь наших клубничных полей достигает 4 га. Пока увеличивать её не буду. Такой площади вполне достаточно, чтобы поддерживать нормальное качество продукции и соблюдать агротехнику.
— Как вам удаётся при прохладной и дождливой погоде избегать болезней и вредителей без дополнительных обработок?
— У нас нет статуса органик-хозяйства, но мы стремимся к этому, используя отдельные принципы органического земледелия. Мы принципиально не обрабатываем ягоды перед и после сбора для улучшения лёжкости. Продукцию регулярно сдаём на лабораторные исследования. И пока результаты не показали остаточного присутствия агрохимикатов. Гербициды мы тоже не применяем. Междурядья только косим, прополку от сорняков делаем вручную. Проводим исследования почвы, чтобы знать, каких питательных веществ не хватает растениям. Дополнительно вносим калий, поскольку на полях, где мы выращиваем ягоды, есть дефицит этого макроэлемента.
Что касается заболеваний, то за четыре года работы, к счастью, нам удалось избежать вспышек грибных и вирусных инфекций. С вредителями боремся с помощью энтомофагов. Против трипса обрабатывали биопрепаратом на натуральной растительной основе, который имеет отпугивающий эффект, он не токсичен для растений и человека. При посадке рассады стараемся делать расстояние между рядами побольше. Это тоже профилактическая мера против распространения болезней и вредителей.
— Планируете ли вы расширять ассортимент культур?
— Кроме клубники мы выращиваем ещё и мяту. В прошлом году провели сертификацию продукции и получили регистрационный знак «Сделано в Карелии», который подтверждает её происхождение. В этом году начали пробные продажи мяты саженцами и на срез. Спрос на неё есть. Поэтому в следующем году расширим площадь под пряными травами и увеличим число сортов. Возможно, наладим продажу мяты в сушёном виде.
С переработкой ягод дело обстоит сложнее. Пока у нас не остаётся больших остатков некондиционной продукции. Целесообразно с экономической точки зрения использовать шоковую заморозку. Изготовление варенья или джема не планируем. К сожалению, мы не сможем конкурировать по цене с нашими коллегами из южных регионов. Если ценник на пол-литровую банку варенья с юга России стартует со 180 рублей, то у нас — 500 рублей из-за дорогой логистики и высокой себестоимости производства. Средняя стоимость 5 килограммов товарной клубники в Карелии достигает 3700 рублей.
— Какую роль играет в вашем бизнесе господдержка?
— Благодаря Корпорации развития Республики Карелия мы получили возможность участвовать во всех программах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: ярмарки, маркетинговые услуги по продвижению продукции, стандартизация и сертификация продукции, регистрация товарного знака. Корпорация компенсировала 97% затрат на изготовление этикеток и упаковки. Из счёта на 80 тысяч мы оплатили только 3 тысячи рублей.
В 2021 и в 2023 года фермерскому хозяйству предоставили грантовую поддержку минсельхоза Карелии по двум направлениям: выращивание клубники и производство продукции пчеловодства.
На старте работы предприятия мы получили компенсацию в 1 млн рублей от минсельхоза Карелии на приобретение саженцев. При покупке опрыскивателей, нам возместили 30% от стоимости оборудования. Хочу отметить, что когда находишься во взаимодействии со специалистами профильных ведомств, они подсказывают, какие новые формы господдержки существуют, как и в какие сроки нужно подать документы для её получения. Зимой я посещаю мероприятия по повышению квалификации. Такой формат консультаций тоже значим для развития бизнеса.
Со следующего года мы планируем реализацию нового продукта, крем-мёда, который получают путём кремообразования, взбивания мёда. Полученный таким образом продукт не засахаривается и обладает очень нежным вкусом. В дальнейшем будем делать такой мёд с добавлением натуральных ягод и трав собственного производства.
Живописные места привлекают путешественников
— Как и кому вы продаёте ягоды?
— Весь объём ягод сорта Полка скупает один оптовик на переработку. Мальвина продаётся в основном в розницу. Проблем с покупателями у нас нет. Практикуем самосбор. Заявок порой столько, что порой ягоды не хватает на всех желающих.
— Чем вы привлекаете горожан на поля?
— Основой «заманухой» при продаже свежей клубники с поля является её цена и сбор в день продажи. В пик сезона мы собираем ягоду по два-три раза в день. Между сбором и реализацией не более четырёх часов. Стоимость ягодной продукции на ферме существенное отличается от стоимости в городе. Именно эти условия привлекают внимание покупателей.
Второй год мы практикуем предварительную запись на будущий урожай. В этом году такой список составляли с 1 до 20 июля. Это выгодно и для нас, и для клиентов. Мы видим, какой будет спрос на наши ягоды. А покупатели смогут приобрести продукцию со скидкой. Отгрузка продукта идёт в первую очередь для тех, кто записался заранее. Взаимодействуем со своими покупателями через группу в ВК, платформу Авито, Одноклассники, есть информация на сервисе Яндекс. Карты. Поэтому о нас знают почти все, кто живёт или работает в радиусе 100 километров от фермы. Недалеко от клубничных полей находится несколько турбаз, так что за свежими ягодами нередко приезжают путешественники.
— Какие у вас планы по развитию агротуристического направления деятельности?
— Ферма расположена среди турбаз, рядом находятся многие достопримечательностей региона: бальнеологический курорт «Марциальные воды», водопад Кивач, мраморный каньон — парк «Белая гора», уникальные геологические объекты — Гирвасский вулкан и урочище Поор-порог. Здесь, кстати, были сняты многие сцены из фильма «А зори здесь тихие…». Так что наша ферма находится в очень живописном месте. Поблизости расположен заповедник, где запрещено вести хозяйственную деятельность, нет крупных автотрасс. То есть мы располагаемся в экологически чистой местности, что само по себе привлекательно для туристов. Очень многие приезжают и говорят, что хотели бы приехать на несколько дней отдохнуть, попробовать натуральных продуктов. В шаговой доступности — озеро, лес.
Мы хотим запустить проект по развитию туризма, поэтому не планируем расширять до больших промышленных масштабов производство клубники и развиваем пчеловодство. Пока готовим бизнес-проект для подачи заявки на грант по программе «Агротуризм». На полученные средства будем строить гостевые дома.