Апатит и микробы могут стать альтернативой фосфорным удобрениям

Учёные из ФИЦ Биотехнологии РАН выяснили, что совместно внесённые в почву апатит и почвенные микроорганизмы рода Bacillus могут улучшить усвоение растениями фосфора. Результаты исследования опубликованы в журнале Agronomy.

Недостаток фосфора может привести к отставанию в росте и снижению продуктивности растений. Однако только 0,1% находящегося в почвах фосфора может усваиваться растениями, поскольку он содержится в труднодоступной для растений почве. Внесение фосфорных удобрений лишь отчасти решает эту проблему, поскольку часть агрохимикатов не усваивается и постепенно накапливается в почве, а также может загрязнить водоёмы.

Почвенные микробы способны переводить соединения фосфора из нерастворимого состояния в растворимое. Российские учёные установили, что внесение штаммов полезных микроорганизмов вместе с апатитом может стать дополнительным источником фосфора. К такому выводу исследователи пришли после проведения экспериментов с райграсом, травянистым растением, которое часто используют как кормовое сырьё или газонную траву.

Семена райграса высадили в обеднённую дерново-подзолистую почву с низким содержанием доступного фосфора. Затем в грунт внесли апатит и почвенные микробы. При этом образцы отличались сочетаниями внесённых в них бактериальных культур, а также размером частиц апатита. Выяснилось, что совместное внесение минерала и бактерий на 17% ускорило рост растений и набор ими биомассы. При этом использование апатита мелкого помола способствовало более эффективному поглощению фосфора из почвы.