бабочка рядом с рукой человека

Проект эко-волонтёров подтвердил сокращение численности насекомых

Каждое лето на протяжении последних 20 лет волонтёры из организаций Kent Wildlife Trust и Buglife в Великобритании занимаются не самым тривиальным делом — они отслеживают количество сбитых автомобилями насекомых. Масштаб этого научного проекта делает его очень важным.

Летом этого года в исследовании участвовали почти 700 человек, которые обследовали 6358 машин. Итоги проделанной добровольцами работы неутешительны — за 20 лет количество насекомых, сбитых автомобилями, сократилось на 64%. Это подтверждает тезис о массовом сокращении численности насекомых.

Исследования показывают, что Великобритания — не единственная страна, где популяция насекомых уменьшается. В других странах примерно та же картина. Например в Германии в 2017 году было опубликовано проводившееся в течение 27 лет исследование, показавшее, что 76% биомассы летающих насекомых было утрачено. В Дании задокументировали сокращение численности насекомых наряду с уменьшением численности птиц, которые ими питаются. Испанское и португальское научные общества энтомологов, встревоженные сокращением популяции насекомых, опубликовали манифест, цель которого — повысить осведомленность общественности о сложившейся ситуации.

Ситуация вызывает тревогу не только в густонаселённой Европе. Исследования, проведённые в тропических лесах Пуэрто-Рико, сравнили нынешнюю численность насекомых с показателями 36-летней давности. Выяснилось, что биомасса насекомых сократилась более чем на 78%, вместе с тем уменьшилось и количество животных, питающихся насекомыми, таких как ящерицы, лягушки и птицы.

Существует множество причин для уменьшения числа насекомых по всему миру. Это может быть вызвано плохим состоянием почвы, растительности, воды и воздуха в результате деятельности человека.

Насекомым нужна земля, которая застраивается городами, вода, которую человек загрязняет или использует для полива полей, и растения, которые часто обрабатывают пестицидами. Искусственный свет, химические вещества и загрязнение воздуха — всё это приводит к дезориентации насекомых. Растёт количество переносимых по воздуху микроскопических частиц, которые блокируют органы чувств и способы коммуникации между насекомыми. Всё это происходит параллельно с изменением климата, которое само по себе считается одной из важнейшей причиной сокращения популяций насекомых.

Утрата биоразнообразия насекомых ослабляет важные биологические связи между всеми живыми существами и даже угрожает существованию человека как вида. На долю насекомых приходится более 80% известных животных в мире — ясно, что они играют множество важных ролей в поддержании жизни на Земле, и, что наиболее важно, в опылении растений. 35% мировых запасов продовольствия формируется за счёт сельхозкультур, опыляемых насекомыми. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН предупреждает, что в случае их исчезновения продовольственная безопасность окажется под угрозой.

Ещё одна незаменимая роль, которую насекомые играют в экологии, заключается в разложении органических веществ и переработке их в питательные. Насекомые действуют как естественные сборщики мусора, они способствуют оздоровлению почвы, что необходимо для развития пищевых цепочек и жизненных циклов животных и растений.

Другая функция насекомых, которая часто остается незамеченной,  — это их вклад в борьбу с вредителями в природных экосистемах, предотвращающий или уменьшающий наносимый ими ущерб. Борьба с вредителями, осуществляемая хищниками и насекомыми-паразитами в естественной среде способствует улучшению биологического контроля в сельском хозяйстве.

Вот несколько способов если не исправить, то хотя бы улучшить ситуацию с сокращением численности насекомых:

1. Увеличение площади зелёных насаждений вдоль обочин, у кольцевых развязок и на других неосвоенных городских территориях, которые могут стать местами обитания и размножения для насекомых.
  2. Уменьшение использования пестицидов в частных садах и огородах, в общественных зелёных зонах.
  3. Употребление продуктов, изготовленных по методам органического земледелия.
  4. Замена традиционных средств для борьбы с вредителями домашнего скота на современные продукты, которые не вредны для насекомых и способствуют процессу разложения.
  5. Ограничение интродукции инвазивных видов растений или животных, как в сельском хозяйстве, так и в садоводстве.

Ещё о жизни насекомых: