исследователь в лаборатории

В иссопе лекарственном обнаружили природный антибиотик

Исследователи из России и Узбекистана обнаружили, что экстракт лекарственного растения иссопа содержит пенициллиновую кислоту и другие соединения, способные значительно подавлять рост болезнетворных микробов. Эти вещества производятся грибами — симбионтами растения.

Соединения, полученные из иссопа лекарственного, подавляют рост пяти видов болезнетворных микроорганизмов. В результате исследований было обнаружено, что внутри иссопа есть колонии девяти видов микроскопических грибов эндофитов. Один из них, Chaetomium elatum, оказался рекордсменом по выработке пенициллиновой кислоты, одного из продуктов разложения антибиотика пенициллина.

Иссоп лекарственный. Фото: pxhere.com

Действие экстракта этих грибов, а также чистой пенициллиновой кислоты было проверено на нескольких патогенах, в том числе на грибках вида Candida albicans, провоцирующих молочницу, синегнойной палочке и опасных штаммах кишечной палочки, а также на почвенной бактерии Bacillus subtilis. Опыты доказали, что экстракт, полученный из иссопа, подавлял рост большинства болезнетворных микроорганизмов. Причём он справлялся с этой задачей на 2–7% эффективнее, чем уже существующие антибиотики ампициллин и цефтриаксон.

Учёные считают, что экстракт иссопа лекарственного может стать основой для антибиотиков нового поколения, которые будут одинаково эффективно воздействовать на опасные микробы и бактерии.