оса сидит на растении с небольшими белыми цветами
Фото: GETTY IMAGES

Журналистов обвинили в предвзятом отношении к осам

Освещение ос в средствах массовой информации неизменно эмоционально преувеличивает защитное жалящее поведение ос и почти полностью упускает из виду их положительный вклад в опыление и борьбу с вредителями, к такому выводу пришла группа учёных их Университетского колледжа Лондона (Великобритания).

Как рассказала ведущий автор исследования доктор Синтия Ои:

— Осы играют очень важную роль в экосистемах по всему миру — они особенно важны для сельского хозяйства, поскольку они опыляют сотни видов растений и могут быть отличными борцами с вредителями. Но большинство людей не осознают, насколько они ценны, и рассматривают их просто как вредителей, мешающих пикникам, а затем негативные истории в СМИ усиливают такие стереотипы.

В опубликованной учёными статье говорится, что сообщения в СМИ об осах гораздо более негативны, чем об их собратьях-пчёлах. Авторы исследования провели опрос среди 55 учёных, изучающих ос, и 60 учёных, изучающих пчел, и сравнили полученные ответы. Практически все опрошенные исследователи ос согласились с тем, что СМИ изображают ос в негативном или резко негативном свете, и только два респондента назвали освещение положительным. А подавляющее большинство учёных-пчеловедов согласились с тем, что пчёлы, как правило, получают положительное освещение. И практически все опрошенные учёные согласились с тем, что освещение в СМИ отражает общественное мнение, поскольку большинство неучёных обычно относятся к осам отрицательно, а к пчелам — положительно.

Один из авторов исследования, профессор Сейриан Самнер, заявил:

— Поскольку многие популяции насекомых сокращаются по всему миру, существует острая необходимость активизировать усилия по их сохранению. Учитывая, насколько эффективной может быть общественная поддержка для сохранения природы, крайне важно, чтобы общественность признала ценность всех насекомых как важнейших компонентов окружающей среды, в которой мы живем.

Возможно, учёные, изучающие ос, в конечном итоге, взаимодействуя с журналистами, смогут изменить образ этих насекомых в СМИ и донести до широкого круга людей ценность ос и важности их сохранения.