В ряде территорий Урала стартовали пилотные проекты по возрождению огородничества в сельских школах. Когда-то в советское время приусадебные участки были в каждом учреждении образования. Теперь учить школьников труду на земле будет программа «Агрошкола». Работать ученики будут не по старинке, а с помощью современных технологий, в оборудованных теплицах.
В школе №7 в селе Патруши под Екатеринбургом третий год работает проект «Агрошкола». Для занятий куплены современные микроскопы, оборудовано рабочее место для размножения растений методом in vitro. Есть при школе и собственная теплица, также оснащённая по последнему слову техники. Всё это сделано за счёт федерального бюджета и с помощью кураторов проекта — учёных УрГАУ.
Практическая часть занятий проходит в теплице, где школьники выращивают как обычные огурцы и помидоры, так и экзотические фрукты. На уроках ученики узнают не только тонкости производства различных сельхозкультур. Им прививают понимание того, что аграрное производство ещё и бизнес. Поэтому школьники думают о рентабельности производства, подсчитывают затраты и ищут возможности сократить издержки.
В настоящий момент в Свердловской области существует 30 агроклассов. Это максимальный показатель по России. Региональная власть намерена вовлечь в проект хотя бы несколько школ в каждом муниципальном образовании.
Однако массовому развитию школьного огородничества препятствуют пробелы в законодательстве. Блюда из выращенных в собственной теплице овощей и зелени нельзя включать в меню школьных столовых, так как овощи не получают декларацию о соответствии в специализированной лаборатории. Известны случаи, когда за такое нарушение Роспотребнадзор накладывал существенные штрафы на школы.
Недавно депутаты Челябинской области обратились в Совет Федерации с законодательной инициативой. Региональные парламентарии предложили приравнять школьные сады и огороды к личному подсобному хозяйству для снижения бюрократических и административных барьеров. Депутаты считают, что необходимо создать юридические и финансовые механизмы, позволяющие учебным учреждениям закупать выращенную на собственном огороде продукцию для организации школьного питания, минуя конкурсы и другие процедуры.