Фото из личного архива Анастасии Вейшторт

«Люди готовы пробовать новое»: как работает семейная органическая ферма в Ростове-на-Дону

Слушать статью

Почти восемь лет назад супруги Анастасия Вейшторт и Сергей Пасичник под Ростовым-на-Дону начали выращивать необычные для российских грядок овощи: кольраби, батат, брокколи, кейл, мангольд, пак-чой. С тех пор небольшая семейная ферма «О, батат» приросла посевными площадями, увеличился и ассортимент выращиваемых культур.

Основатели фермы придерживаются принципов органического производства, хотя процедуру сертификации ферма «О, батат» пока не прошла. По мнению Анастасии Вейшторт, органическое производство может быть «умным», а экопродукты — по карману потребителю.

Экзотика — «хорошо забытое старое»

— Почему вы решили расширить производство овощей именно в защищённом грунте?

— Два года назад мы нашли инвестора, который развивает новый район Кумжа в Ростове. Так наша ферма приросла земельным участком в 50 га, который находится в пригороде Ростова-на-Дону. Мы уже запустили четыре теплицы площадью в 2 га — отапливаемые и неотапливаемые. Постепенно хотим перевести производство на круглогодичное выращивание. Ещё в 2014 году я прочитала книгу Элиота Коулмана «Ферма четырёх сезонов». Оказывается, возможно выращивать овощи и зелень в теплицах даже с минимальным отоплением. Для этого нужно только правильно подобрать культуры. Сейчас у нас в теплицах растут кольраби, брокколи, цветная и пекинская капуста, петрушка, шпинат, горчица, щавель, кейл, мангольд, пак-чой, салаты, редис, немного томатов, лук-порей, радиччио, сельдерей. Всю зиму планируем придерживаться этого ассортимента. В холодных парниках будут расти шпинат, щавель, петрушка, корн. Тепличное производство — один из путей для нашей фермы увеличить производство.

фермер
Фото из личного архива Анастасии Вейшторт

— Сколько культур растёт на вашей ферме?

— В этом году — более 80, а в следующем планируем увеличить число до 100. Наверное, ни одно хозяйство в России не может похвастаться таким ассортиментом. Как правило, люди обходятся небольшой продуктовой корзиной. Нам с супругом всегда хотелось разнообразия.

— Откуда такая любовь к необычным культурам?

— Это потребность в разностороннем питании. Сейчас повсеместно говорится о каких-то добавках, витаминах. Мне кажется, должна быть разнообразная еда, и тогда появится возможность покрыть потребность организма в микроэлементах.

— Как адаптируете экзотические культуры к российским климатическим условиям?

— Многие культуры не экзотичны, они просто забыты. Взять тот же пастернак. Ещё 30–40 лет назад он был очень популярен на кухнях у хозяек, сейчас о нём мало кто слышал. Мы стараемся придерживаться всё-таки сезонности, и не нацелены выращивать баклажаны зимой. Были годы, когда мы с февраля ели в основном шпинат, капустные культуры. Ведь в странах Азии употребляют много капустной зелени за счёт того, что её можно выращивать даже зимой, поскольку климат достаточно мягкий. А нас выручают теплицы. Летом листовые овощи плохо растут из-за сильной жары, зато зимой дают более богатый, сочный урожай. Летом шпинат не отличается хорошими вкусовыми качествами, зимой шпинат, прихваченный заморозком, приобретает особый вкус. Мы не одержимы бананами и ананасами. Мы не создаём условия под выращивание культур, а, наоборот, подбираем культуры под климатические условия.

Органическое производство может быть умным

— Где ищете агрономов, чтобы выращивать такой огромный ассортимент?

— На самом деле это наша мечта. Специалистов по производству борщевого набора хватает, чего не скажешь о листовых овощах или листовой зелени. Приходится ориентироваться на свой опыт. Первый год если высаживаем что-то новое, просто смотрим, как ведут себя растения, в зависимости от этого меняли, например, частоту полива, питание.

овощи
Фото из личного архива Анастасии Вейшторт

— Как произошёл переход от семейной фермы к промышленному производству?

— Пять лет ушло на то, чтобы проект перевести на коммерческие рельсы. Первые годы мы вкладывали собственные финансы в ферму, прибыль она не приносила, поскольку был маленький оборот. На пятый год, с 2020 года, мы с супругом поняли, что пора заняться агробизнесом серьёзно, и начали расширять бизнес, формировать команду. Из-за большого количества культур наёмный персонал каждый день сталкивается с новой задачей, поэтому подобрать сотрудников было непросто. Раньше следующего года на прибыль мы не рассчитываем. А если говорить о возврате инвестиционных средств, то это произойдёт через несколько лет.

— В органическом земледелии используется много ручного труда, но значит ли это, что на вашей ферме основным орудием остаётся мотыга?

— Органическое производство может быть «умным». Мы можем позволить себе опрыскивать посевы биопрепаратами, разрешёнными для органического земледелия, а также и другие современные технологии, которые используют наши коллеги-тепличники: автоматизацию полива, климат-контроль. Но когда мы говорим о борьбе с сорняками, то тут мы проигрываем. Появление глифосата очень облегчило жизнь растениеводам. Возьмём ту же морковь. В магазине она стоит 20 руб. за килограмм, а у нас — 150. Морковь всходит в течение двух недель. За это время появляются и сорняки на грядках. А единственный способ борьбы с ними — ручная прополка.

— На какие культуры, которые выращиваются в вашем хозяйстве, самый высокий спрос?

— Как ни странно, на самые обычные томаты-черри, огурцы, перец, брокколи. Объяснение этому, наверное, простое. Кроме экзотики покупателям хочется качественного продукта. А качество сельхозпродукции в течение последних десяти лет упало повсеместно. Хотя люди готовы пробовать новое. Если появляется какая-то новинка, то 70% постоянных наших покупателей выражают готовность её попробовать.

помидоры
Фото из личного архива Анастасии Вейшторт

— На ваш взгляд, понятие «фермерская продукция» дискредитировало само себя?

— Произошла подмена понятий. Это как раньше «товары из Китая» ассоциировались с дешёвым и некачественным ширпотребом. Если рассматривать сельхозпроизводство в Краснодарском крае, Адыгее, Ростовской области, то фермерская продукция действительно выращивается в частном секторе. У нас есть целые деревни, которые занимаются производством на продажу томатов. Но технологии, которые при этом применяются, ничем не отличаются от технологий агрохолдингов. Можно сказать, что это фермерская продукция по месту производства, но технология выращивания далека от экостандартов, поскольку используются те же пестициды, средства защиты, причём нередко они вносятся бесконтрольно.

Дороговизна экопродуктов похожа на миф

— Всегда ли органическая продукция означает «дорого»?

— В Европе зачастую неорганическая продукция по стоимости несильно отличается от органической. Когда мне говорят, что россияне не могут чуть больше платить за экопродукты, — это лукавство. Говорить, что разница в стоимости белокочанной капусты в 50 руб. критична для покупателей, не совсем правда. Вопрос цены даже сейчас отошёл на второй план, поскольку сложно найти качественную продукцию.

Мы стараемся вести политику ценообразования соизмеримо с нашими расходами. Но затраты наши будут всегда выше, чем при традиционном ведении сельского хозяйства. В России технология органического производства пока не развита, не хватает средств производства для таких ферм, как наша. Мы используем достаточно много ручного труда. Например, на Западе есть сертифицированная мульчирующая плёнка, в нашей стране такой продукции нет. Только с принятием федерального закона об органическом земледелии два года назад начал развиваться рынок средств защиты растений для нашего сегмента рынка. Возникают сложности с покупкой семян. Мы ищем небольшие хозяйства, в которых закупаем семена, иногда даже приобретаем их у коллекционеров. Мы стараемся сохранить баланс между затратами на производство продукции и доступной ценой. По некоторым позициям даже можем конкурировать с рынком в сегменте салатов и листовой зелени.

салат

— Внедряете ли вы с ростом производства какие-то новые методы земледелия?

— Мы сейчас находимся на этапе эксперимента, пробуем разные методики, много работаем с обогащением почвы посредством микробиологических препаратов, с использованием совместных посадок разных культур, планируем активно применять сидерацию для повышения плодородия. Наша задача — на новом участке земли, фактически на целине, создать устойчивую экосистему со своими водоёмами, циклами обогащения почвы, чтобы она развивалась без использования минеральных удобрений. Скорее всего, реализуем проект по разведению червей, по производству вермикомпоста, переработке органических отходов. Но мы пока в начале пути.

— Как вы находите своих покупателей?

— Помню, несколько лет назад собрали свой первый большой урожай и поехали с ним на оптовый рынок Ростова. Тогда я узнала, что оптовая цена меньше розничной в 10 раз. За килограмм руколы мне предложили 70 руб. Хотя я ожидала хотя бы 350. Это повергло меня в шок. Поэтому мы начали развивать собственный канал продаж — соцсети, с помощью которых ищем напрямую своих покупателей. Это люди, которые интересуются качеством жизни, ищут для себя качественные продукты. При этом много и молодых людей, которые, может быть, не перешли ещё на органическую продукцию, но интересуются этой темой. Мы также сотрудничаем с розничными магазинами по продажам органических продуктов в Москве, Самаре, Ростове. Как правило, они не делают большой торговой наценки. К сожалению, не во всех регионах пока появились магазины, где можно приобрести экопродукты высокого качества.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Обсудим в комментариях?x