Создатель вертикальных садов Патрик Блан и пять его шедевров

Last updated:

О знаменитом французском дизайнере-натуралисте Патрике Блане говорят, что он сам отчасти ощущает себя растением, потому что едва ли способ превращать офисные здания в тропические джунгли мог быть изобретен ординарным биологом, полагающимся только на собственный разум.

Патрик Блан обрел всемирную известность благодаря своей грандиозной системе биологического декора под названием «Вертикальные сады». Это изобретение прославило своего создателя не только в профессиональной среде ботаников и ландшафтных дизайнеров, но и среди широкой публики. Блана называют великим художником и гениальным дизайнером, но он сам считает себя в первую очередь деятелем науки и исследователем природы.

Дело всей его жизни

Интерес к ботанике возник у Блана еще в детстве. Первые свои эксперименты он начал проводить двенадцатилетним школьником, пытаясь вырастить рододендроны в аквариуме с тропическими рыбками для очистки воды. В это же время он начал делать первые шаги к созданию вертикальных садов, практикуя высадку растений на сетчатый каркас, установленный вдоль стены. Детское хобби стало делом его жизни: Патрик Блан поступил в парижский Университет Пьера и Марии Кюри, где продолжил изучение растений. В 1972 году молодой ученый отправился в свое первое исследовательское путешествие, целью которого было изучение растений, произрастающих на скалах.

Патрик Блан в Лиссабоне
12-летний Патрик Блан в тропической оранжерее в Лиссабоне, 1965 год

Окончив университет и получив докторскую степень кандидата естественных наук в 1979 году, Блан начал работать в Национальном центре научных исследований в качестве научного работника, специализирующегося на тропических растениях. Он совершал десятки научных экспедиций, благодаря которым пополнялась его коллекция растений, способных расти на скалистых склонах гор с минимальным количеством влаги, минеральных веществ и освещения. Оказалось, что существует более двух тысяч видов таких растений, и это открытие подтолкнуло Блана вернуться к детскому увлечению и создавать вертикальные сады на стенах зданий современных городов.

Долгий путь к успеху

«Я просто стараюсь примирить город с природой», — говорит Блан о своих творениях. Первый крупный проект вертикального сада он завершил в 1986 году в Городке науки и индустрии в Париже, но его идея не вызывала особого интереса. В 1988 году он запатентовал улучшенную версию своего раннего замысла.

Инсталляция в Городе науки и промышленности, Париж, 1988 год

В 1993 году Блан становится лауреатом Премии Французской Академии Наук, в 2002 году выходит его книга «Быть растением в тени тропического леса», а в 2008 году еще одна книга «Живая стена в городе».

Первую публичную композицию с применением своей уникальной технологии вертикального озеленения Патрик Блан представил на парижском фестивале ландшафтного дизайна в 1994 году. Его инсталляция имела шумный успех и была признана новым трендом дизайнерского искусства, хотя сам Блан говорил, что он всего лишь создал копию того, что было у него дома еще 20 лет назад (на момент проведения фестиваля маэстро исполнился 41 год).

Первый вертикальный сад, созданный Патриком Бланом в доме своих родителей, Сюрен, 1978 год

После этого шумного успеха Блану начали поступать заказы от архитекторов и домовладельцев. В 1998 году итальянский зодчий Ренцо Пиано заказал Блану стену размером 18 на 4 метра. А в 2001 году известный парижский архитектор по интерьерам Андре Путман предложил Блану озеленить внутренний дворик фешенебельного отеля рядом с Елисейскими полями. В 2009 году вертикальный сад Патрика Блана вошел в список «50 изобретений года» по версии журнала Time.

Симбиоз дизайнерской мысли и современных технологий

В своих вертикальных садах Блан отказался от традиционного использования тяжелых контейнеров с грунтом. Система вертикального сада крепится на фасаде здания без нарушения основной строительной конструкции. Основу составляет металлический несущий каркас с покрытой полимерным войлоком пластиковой каркасной конструкцией для крепления растений. Выращивание растений в вертикальном саду предусматривается по гидропонной технологии: растения получают необходимый минеральный питательный раствор и воду через систему трубочек и фильтров, проведение подкормок и полив осуществляются автоматически, благодаря таймеру полива.

Пять вертикальных стен Блана, от которых захватывает дух

Предлагаем вам познакомиться с самыми известными инсталляциями, созданными Патриком Бланом для музеев. Все они являются образцами изобретательности их автора, его дизайнерских навыков и творческого отношения к архитектуре.

1. Музей современного искусства XXI века, Канадзава. Инсталляция «Зеленый мост» (2004–2012 годы). Архитекторы: SANAA — Кадзуё Седзима и Рюэ Нисидзава.

В 2004 году недавно открытый Музей современного искусства XXI века в Канадзаве (Япония), заказал Блану крупногабаритную инсталляцию, которая сейчас включена в постоянную коллекцию музея. Работа под названием «Зеленый мост» длиной 40 футов окружает стеклянный коридор с тонкой стеной, которая поддерживает пышный ансамбль из сотни видов растений, включающий снежные цветы, ирисы, лилии, гортензии, кустовые клеверные и подсолнухи. Растения были подобраны так, чтобы композиция выглядела по-разному в течение четырех сезонов, что является типичной концепцией японских садов.

2. Музей на набережной Бранли, Париж. Живой фасад (2005 год). Архитектор Жан Нувель.

Спроектированный французским архитектором Жаном Нувелем музей содержит огромное количество зелени, включая сад площадью 18 тысяч квадратных метров, спроектированный Жилем Клеманом, и живые стены Блана. Фасад музея украшают 150 тысяч растений 150 различных видов из Европы, Северной Америки, Китая, Японии, Чили и Южной Африки. Блан избегает использования тропических растений, которые не подходят для северного фасада в парижском климате. Ряд меньших по размеру жилых стен был установлен и в офисах музея.

3. Кайша-Форум, Мадрид. Вертикальный сад (2008 год). Архитекторы: Жак Херцог и Пьер де Мёрон.

Зеленая стена Кайша-Форум площадью 600 квадратных метров, наполненная 15 тысячами растений 250 видов, была задумана, чтобы обеспечить прохладу и комфорт в жарком климате Мадрида. Поэтому растения были подобраны с учетом специфических климатических условий города, расположенного на высоте 670 метров над уровнем моря. Инсталляция включает в себя различные бегонии, фуксии, герань, гортензии и махонии и некоторые другие виды.

4. «Оазис Абукира», Париж. Вертикальный сад (2013 год). Изначально сделано для Парижской недели дизайна.

Блан сделал эту инсталляцию, чтобы превратить обычный фасад здания во втором округе Парижа в яркую зеленую зону. Это была демонстрация его веры в то, что природа может значительно улучшить качество городского пространства. В инсталляции используются 237 видов растений, расположенных по диагонали, чтобы создать ощущение динамики и движения.

5. Музей искусств в Майами. Вертикальный сад (2013 год). Архитекторы: Жак Херцог и Пьер де Мёрон.

Для Художественного музея Переса архитекторы потребовали от Блана создать трехмерные вертикальные сады, а не двухмерные. Решение заключалось в создании массива «колонн», подвешенных или самонесущих, состоящих из стальных трубок, обернутых войлочным слоем, усеянных сотнями маленьких карманов. Растения растут на войлочном слое, но Блану пришлось тщательно их выбирать, так как одна половина колонны подвергается воздействию солнечного света, сильного ветра и соляного тумана, а другая всегда находится в тени. Поэтому Блан установил разные растения на внешней и внутренней сторонах, используя как тропические, так и местные виды. Полив осуществляется через большую плоскую крышу здания, собирающую дождевую воду.

Ещё больше информации о проектах, фото и видео из экспедиций по всему свету ищите на официальном сайте Патрика Блана.

Текст: Наталья Жданова

На превью: Патрик Блан и листья Anthurium melampyi, Эквадор, август 2021 года, фото Паскаля Хени. Остальные фото в статье из архива Патрика Блана.

Поделись
5 2 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
RU / ENG