Развитие отрасли HoReCa и туризм стали драйверами роста городского сельского хозяйства в Алтайском крае. Ферма MicroGreenAltay является крупнейшим поставщиком салатов и микрозелени в рестораны и кафе Барнаула. По словам Антона Брежнева, совладельца предприятия, в регионе — дефицит качественной продукции. Поэтому потребности заведений общепита удовлетворяют в основном местные производители.
Барнаульская рукола вкуснее импортной
— Как развивается рынок микрозелени в Алтайском крае?
— Многие салатные культуры у нас просто отсутствуют. Например, практически нет руколы, даже привозной. При этом в Алтайском крае нет проблем с поставками продуктов питания и логистикой, наш регион всё-таки не такой удалённый, как, например, Чукотка или Якутия. Так что обеспечить свежей зеленью наших рестораторов и жителей могут только местные производители.
— Что растёт на вашей сити-ферме?
— Мы выращиваем зелень премиум-класса: базилик, мяту, руколу и ещё около 50 позиций по микрозелени. Мята с нашей фермы, например, дороже, чем израильская, но из-за длительной транспортировки импортная зелень намного хуже по качеству. Мы единственные в регионе выращиваем несколько сортов руколы.
— Есть ли разница в объёмах производства в зависимости от сезона?
— Летом, как правило, продажи у сити-фермеров падают, но для нас это «горячее» время, поскольку приезжает много туристов. Алтайский край — регион курортов. Число ресторанов растёт, а вот количество производителей микрозелени и салатных культур пока не увеличивается.
Частные инвестиции помогут увеличить производство
— Многие ваши коллеги жалуются, что с рынка пропали семена некоторых сортов зеленных культур. Приходилось за последний год сталкиваться с дефицитом семян?
— Такая проблема действительно есть. Мы заранее, на год вперёд, закупили семена. Стараемся делать основные закупки в межсезонье или летом, когда спрос на семена невысокий. Сити-ферм в России становится всё больше, поэтому потребность в семенах только будет расти. К сожалению, кроме дефицита есть ещё одна проблема — подорожание оборудования и комплектующих. После скачка курса евро и доллара наши поставщики выслали письма с предупреждением об очередном росте цен.
— Что у вас сейчас в приоритете — расширение ассортимента или наращивание производства?
— С наращиванием производства есть трудности. Чтобы развиваться, приходится привлекать средства частных инвесторов. Не под одну государственную программу наше предприятие не попадает, хотя мы сельхозпроизводители. В Алтайском крае гранты по проекту «Агростартап» получают только животноводческие предприятия. Мы пробовали подавать заявку на получение субсидированного кредита в краевом минсельхозе на развитие производства, но тоже получили отказ.
— Многие торговые сети заявляют о поддержкеместных производителям. Вы её ощущаете?
— Мы пробовали наладить сотрудничество с ритейлом. Например, с сетью «Бахетле». Договор, который нам предложили заключить, был толще «Войны и мира» Толстого, за любой промах — штраф. По моим подсчётам, чтобы соответствовать всем требованиям сетевиков и увеличить объёмы продукции, нужно не меньше 5 млн рублей. Но в целом сети всё равно остаются привлекательным каналом продаж. На мой взгляд, в розничные магазины лучше выходить не с дорогими салатами, а с зеленью эконом-класса, микрозеленью. Свою продукцию мы продаём через дистрибьютора в кафе и рестораны. На самом деле проще наладить поставки в общепит, чем заниматься продажами физическим лицам. У нас практически нет возврата: собираем заказ для каждого бара или ресторана индивидуально. Вся зелень поставляется свежая, прямо с грядки. Поэтому нареканий по свежести и качеству не бывает. Мы поставляем свою продукцию в 70% точек общепита региона. Так что нам есть куда расти.