Спелые томаты на ветки с капельками воды

Учёные выяснили, как растения реагируют на дождь, ветер и прикосновение

В ответ на экологические проблемы растения демонстрируют разумное поведение: корректируют свои стратегии роста и воспроизводства в зависимости от окружающей среды. Эта адаптивность позволяет растениям оптимизировать использование ресурсов и повысить свои шансы на процветание в неблагоприятных условиях.

В Университете Дебрецена (Венгрия) выяснили, что механические стимулы, такие как дождь, ветер и прикосновение, могут существенно влиять на экспрессию генов в растениях, вызывая молекулярные, биохимические и физиологические изменения и потенциально влияя на рост и выживание растений.

Учёные подвергли шестинедельные растения томата (сорт Micro Tom) и картофеля (сорт Desirée) контролируемому механическому воздействию, имитирующему дождь, ветер и прикосновение. А затем проанализировали уровни экспрессии генов ксилоглюкан-эндотрансглюкозилазы / гидролазы (ХТН), играющих решающую роль в модификации клеточной стенки растений.

У томатов дождь изменил экспрессию генов XTH в 100% случаев, 72% отреагировали на ветер и 64% на прикосновение. А у картофеля 91% генов XTH реагировали на дождь, 49% на ветер и 66% на прикосновение.

Учёные считают, что понимание того, как растения реагируют на механические воздействия на генетическом уровне, поможет создать более устойчивые к стрессам сельскохозяйственные культуры.